Информация об аккредитации

В соответствии с  Письмом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью» и Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N ВК-1788/07: 

согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

для обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе — образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно статье 2 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

для обучающихся с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе в образовательной организации, созданной органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно статье 79 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

для обучающихся с инвалидностью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

            В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

            Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

            В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

            Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

            При этом Закон выделил некоторые особенности при реализации названных образовательных программ.

            В частности, часть 3 статьи 55 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Минобрнауки России «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20 сентября 2013 г. № 1082 (зарегистрирован Минюстом России от 23 октября 2013 г., регистрационный № 30242).

            Для обучающихся с умственной отсталостью, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении.

            В соответствии с частью 13 статьи 60 Закона лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

            Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В то же время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.

            Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана. Для детей с умственной отсталостью не предполагается освоение уровня основного общего образования.

               Аккредитация образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью не предусмотрена.